|
|
|
Стандарты управления качеством промышленной продукцииМеждународные стандарты серии
ISO 9000 разработаны для управления качеством продукции, их дополняют стандарты
серии ISO 14000, отражающие экологические требования к производству и
промышленной продукции. Хотя эти стандарты непосредственно не связаны с
CALS-стандартами, их цели -совершенствование промышленного производства,
повышение его эффективности - совпадают. Очевидно, что управление
качеством тесно связано с его контролем. Контроль качества традиционно основан
на измерении показателей качества продукции на специальных технологических
операциях контроля и выбраковке негодных изделий. Однако есть и другой подход к
управлению качеством, основанный на контроле качественных показателей не самих
изделий, а проектных процедур и технологических процессов, используемых при
создании этих изделий. Такой подход во многих
случаях более эффективен. Он требует меньше затрат, поскольку позволяет
обойтись без 100 %-го контроля продукции и благодаря предупреждению появления
брака снижает производственные издержки. Именно этот подход положен в основу
стандартов ISO 9000, принятых ISO в Таким образом, методической
основой для управления качеством являются международные стандарты серии ISO
9000. Они определяют и регламентируют инвариантные вопросы создания, развития,
применения и сертификации систем качества в промышленности. В них устанавливается
форма требований к системе качества в целях демонстрации поставщиком своих
возможностей и оценки этих возможностей внешними сторонами. Основными причинами появления
стандартов ISO 9000 были потребности, в общем, для всех участников
международного рынка базисе для контроля и управления качеством товаров.
Американское общество контроля качества определило цели ISO 9000 как помощь в
развитии международного обмена товарами и услугами и кооперации в сфере
интеллектуальной, научной, технологической и деловой активности. В стандартах ISO 9000
используется определение качества из стандарта ISO 8402: «Качество -
совокупность характеристик продукта, относящихся к его способности
удовлетворять установленные или предполагаемые потребности». Аналогичное
определение содержится в ГОСТ 15467-79: «Качество продукции - это совокупность
свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные
потребности в соответствии с ее назначением». В ISO 9000 вводится понятие
системы качества (QS - Quality System), под которой понимают документальную
систему с руководствами и описаниями процедур достижения качества. Другими
словами, система качества есть совокупность организационной структуры,
ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление
общего руководства качеством. Сертификация предприятий по
стандартам ISO 9001 - 9003 выполняется некоторой уполномоченной внешней
организацией. Наличие сертификата качества - одно из важных условий для успеха
коммерческой деятельности предприятий. Часть стандартов
серии ISO 9000 утверждена в качестве государственных стандартов Российской
Федерации. В частности, к ним относятся: - ГОСТ Р ИСО 9001-96 «Системы качества.
Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве,
монтаже и обслуживании»; - ГОСТ Р ИСО 9002-96 «Системы качества.
Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании»; - ГОСТ Р ИСО 9003-96 «Системы качества.
Модель обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях». Стандарты ISO 14000 посвящены
проблеме выполнения промышленными предприятиями экологических требований. По
своей целевой направленности они близки к стандартам управления качеством промышленной
продукции ISO 9000, которые служат базой для ISO 14000. Стандарты ISO 14000
являются также системой управления влиянием на окружающую среду, они, как и ISO
9000, реализуются в процессе сертификации предприятий, задают процедуры
управления и контроль документации, аудит, подразумевают соответствующее
обучение и сбор статистики. Кроме требований заказчиков и покупателей в них
воплощаются внутренние требования организации. Вопросы для самопроверки 1) Понятие информационного обеспечения. 2) Банки данных и требования к ним. 3) Понятие Базы данных и модели данных. 4) Файлы поисковых структур. 5) Понятие СУБД и требования к ней. 6) Особенности САПР, влияющие на построения
банка данных. 7) Понятие экспертной системы и системы
поддержки принятия решений. 8) Понятие CALS – технологий, стандарты CALS. 9) Назовите стандарты управлением качеством
продукции.
|
|